Применение нестандартных задач на современном уроке истории и обществознания

Зимина Е.Г.

Современное российское общество в очередной раз находится на переходном этапе своего развития. Происходит смена основных элементов социального бытия: от экономических основ, до ценностно-смысловых парадигм. Нынешнему школьнику предстоит жить в очень динамичном и быстроменяющемся мире, в условиях постоянно увеличивающемся потоке разнообразной ситуации. От человека в этой ситуации требуется не владение определенным комплексом знаний, а, скорее, умение преодолевать возникающие проблемы, предлагать их нестандартные решения, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Для современной педагогики наиболее актуальной становится проблема поиска способов развития в человеке творческих способностей, позволяющих раскрыть его креативные возможности. Насколько будут востребованы творческие способности человека, настолько успешно он сможет реализоваться как личность.

Однако в рамках традиционной педагогики возможности предоставления ученику разнообразных форм для проявления творческой инициативы достаточно ограничены. Современная система образования ориентирует, в основном, на ретрансляцию ученикам научных знаний и достижений, учит запоминанию уже кем-то систематизированного и

отобранного информационного комплекса. В современной образовательной ситуации возникает проблема расхождения между задачами современного общества и возможностями традиционной системы образования, следствием этого появляется определенное отчуждение между основными участниками образовательного процесса: учителем, воспринимаемым как носитель внешне заданного задания и учеником, чувствующим в своей ученической деятельности отрыв от реальных потребностей общества. Результатом этого негативного процесса является невыполнение современной школой своей основной задачи - создание условий для саморазвития личности.

Эта проблема может быть решена в рамках новых систем обучения, которые могли бы совместить личностные и общественные цели образования. От этих новых педагогических методик, подходов и систем требуется обеспечение возможности личностно-ориентированного обучения. Важнейшей характеристикой личностного образования является вовлечение ученика в процесс создания нового социально-значимого продукта, что становится возможным при условии включения его творческого потенциала.

Большие возможности в решении этой проблемы предоставляет эвристический подход, разрабатываемый школой А.В. Хуторского и другими исследователями. В основе эвристического обучения лежит эвристическая образовательная деятельность, теоретические основания которой связаны с эвристикой – наукой о создании нового.[1]

Педагогическая эвристика изучает основы организации продуктивной учебной деятельности. Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в нестандартных ситуациях, т.е. тогда, когда перед человеком стоит задача (проблема), решение которой он ранее не встречал в своей практике.

Творческая деятельность подразумевает расширение границ использования своего социального опыта и сопровождается напряжением всех духовных сил человека, требует интенсивной умственной деятельности и воображения, концентрации внимания, волевого напряжения, мобилизации всех знаний и опыта на решение поставленной задачи.

В преподавании общественных наук применение эвристического подхода может быть оправдано несколькими причинами:

во-первых, изучение социума в наибольшей степени предполагает быстрое накопление постоянно изменяющейся информации; при использовании только репродуктивных методов результат обучения будет безнадежно устаревать, если не научить учащегося самого искать и использовать различные источники информации;

во-вторых, ученик, изучая социальную историю, одновременно является сам участником исторического развития и его освоение не может быть достаточно эффективным без включения и актуализации собственного опыта, это возможно достичь при условии создания педагогической ситуации требующей от всех участников образовательного процесса совместного участия в решении насущной общественной проблемы в атмосфере сотрудничества и совместного интеллектуального творчества;

в-третьих, сама специфика исторического материала с его многовариантностью, нелинейностью развития и неопределенностью последствий в сочетании с неоднозначностью оценочных суждений создает перспективы для применения методов эвристического подхода, направленных на создание в образовательном процессе нестандартных ситуаций, требующих неалгоритмизированного способа их решений.

В эвристическом подходе неоднократно подчеркивалась мысль об обязательном сочетании творческого мышления с таким важным свойством интеллекта, как критичность, умение подвергнуть анализу и свой и чужой интеллектуальный продукт. И.Я.Лернер, А.Н.Лук, А.А.Смирнов и др. выделяют как важный признак творческой деятельности – критичность мышления субъекта деятельности, способность его к оценочном суждениям, характеризующееся тем, насколько личность в состоянии объективно и других, используя надежные, объективные критерии, формулируя свои оценочные суждения; критичность мышления проявляется также в умении находить причины своих ошибок и неудач.[2].

При преподавании общественных наук удачно зарекомендовала себя методика использования нестандартных исторических задач различного типа, опирающихся на основные принципы эвристического подхода. Всех их можно разделить на несколько подгрупп:

—    тексты с ошибками, включающие в себя неправильную информацию, с недостаточными, с избыточными, с неточными и непроверенными сведениями;

задания, требующие от ученика применение знаний из самых неожиданных сфер его жизненного и общечеловеческого знания, опыта и культуры;

—    творческие задания в самой разнообразной форме (путевые дневники, найденные мемуары, утраченные летописи, несуществующие письма и т.д.), составляемые учащимися для публичного представления с целью их совместной критики и поиска исторических ошибок, неточностей и разночтений;

—    самостоятельное составление исторических задач, загадок и нестандартных заданий для совместного решения, обсуждения и развития;

—    самостоятельные критические рецензии на художественные произведения, кинофильмы, видеоигры на историческую тему;

—    разработка и составление аналогов реальных документальных источников в виде всевозможных памяток, путеводителей и справочников.

При использовании всех этих форм творческой деятельности активизируются не только когнитивные, но и коммуникативные, организаторские способности учащихся, многие из приведенных заданий подразумевают работу в группе и самостоятельный поиск информационной и источниковой базы.

В процессе использования данных педагогических приемов автору удалось добиться неплохих результатов как в повышении уровня результата образованности, так и в постоянном росте мотивации учащихся. Приобретенные навыки творческого мышления учащиеся с успехом применяют на более высоких ступенях познавательной деятельности, например, при работе над различными исследовательскими проектами.

Творческие нестандартные задачи по своему содержанию и форме представления должны отличаться от обычных заданий. И содержание и внешняя форма, необычные и нетрадиционные по своей сути должны подстегивать познавательный интерес учащихся, провоцировать их на пересмотр уже имеющихся у них знаний и будить творческую фантазию и воображение. Составление и редакция нестандартных исторических задач - дело творчества учителя, стремящегося актуализировать разнообразные умения и способности учащихся. В процессе их творческой деятельности им предлагается попробовать себя в разнообразных социальных ролях: историков, археологов, экскурсоводов, даже криминалистов, что служит расширению их социального опыта и обогащения новыми знаниями в процессе своеобразной творческой игры.

Для получения необходимого педагогического результата, учитель должен использовать ряд психолого-педагогических приемов, позволяющих пробудить творческую активность учащихся, направить ее в продуктивное русло. Очень хорошо зарекомендовал себя метод интеллектуальной провокации, суть которого состоит в том, что с помощью специально подобранного материала и соответствующим образом организованной дискуссии с намеренным использованием дискуссионно заостренной формой подачи этого материала, добиться от учащихся ответного отклика и подтолкнуть их к самостоятельному поиску решения поставленной проблемы. Также можно успешно применять метод моделирования исторической ситуации в самых различных формах: от ролевой игры до использования виртуальных компьютерных технологий. Все приведенные выше приемы опираются на признание двух сторон творческой деятельности: его субъективный характер осуществления и объективный характер признания и применения [3].

Использование нестандартных познавательных задач по истории и общественным наукам обязательно динамически меняется по своим формам и содержанию в зависимости от многих условий образовательного процесса: от уровня подготовки учеников, от их возраста, мотивации, социального контекста и многих других факторов. Большую роль в определении всех этих условий играет сама личность педагога, поскольку, творчество в самом образовательном процессе требуется в первую очередь от него. Насколько верно он проведет психолого-педагогическую подготовку в классе, настолько оптимальным будет использование методов и приемов эвристического подхода, что и должно отразиться в будущем на общем результате образовательного процесса.

 

Литература:

1. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», М., 1998; «Эвристика в образовании: дидактический аспект», М., 1996

2.Лернер И.Я. «Проблемное обучение», М.: Знание, 1974

3. Кудрявцев Т.В. «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы», М.: Знание, 1991.

См. также: